Монтессори: методика раннего развития, о которой нужно знать продвинутой маме

Проссмотров: 152
Отзывов: 0
Раздел: Діти
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 3 из 5)

Монтессори: методика раннего развития, о которой нужно знать продвинутой маме

Обучать ребенка алфавиту и таблице умножения чуть ли не с рождения стало невероятно модно. Разбираемся вместе, чем может быть полезна одна из самых модных теорий воспитания.

Читайте также: Daewoo

«Поздравляю, у вас все хорошо, скоро вы станете мамой!» — сообщает врач, и будущая мама полностью погружается в заботы о своем чаде. Сначала в мечтах, а затем и наяву.

Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным и уверенным в себе человеком. Но недостаточно просто планировать, нужно самим позаботиться об этом!

Самая популярная в мире и проверенная временем Монтессори — методика раннего развития — поможет вырастить свободную, творческую и гармоничную личность.

Автор методики Монтессори для детей

Мария Монтессори — первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. Создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Монтессори — это система, главный принцип которой гласит: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.

Основные принципы метода Марии Монтессори:

  • ребенок сам себе учитель, он имеет полную свободу выбора и действий,
  • дети учат детей (поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими),
  • ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на пять-шесть зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями — Монтессори-материалами).

Что представляют собой занятия по методике Монтессори?

Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятельности детей со специально подготовленным дидактическим материалом (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разной формы, цепочки из бусин для счета и т. п.).

Развитие и обучение ребенка основывается на его физических органах чувств. Для этого используются всевозможные средства: коробочки с запахом, доска для ощупывания, шумящие коробки, звоночки, вкусовые баночки, теплые кувшины и т. п.

В студиях Монтессори комнаты поделены на зоны для разных занятий. Такое специально организованное пространство называется Монтессори-среда.

Кажется, что занятия по методу Монтессори никак не организованы. Ты приводишь ребенка в помещение из одной-двух комнат, разделенных на шесть зон: зона для игр с водой, творческая зона, спортивная, зона для занятий с крупами, зона для изучения математических понятий (размер, объем предметов) и зона сенсорного развития (материалы, разные на ощупь).

Занятие длится от часа до полутора. Начинается оно с приветствия — дети собираются в круг, делают пальчиковую гимнастику, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Приветствие длится не более 10-15 минут. После этого дети расходятся по комнатам, и принимаются за то занятие, которое им больше всего по душе.

При этом педагог не предлагает малышам никакой организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.

Читайте также:  Как уберечь ребенка от промерзания?

В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик и дети снова собираются в круг — делают зарядку, смотрят сказку, и, традиционно, задувают свечку.

Для своих студий автор разработала огромное количество специальных материалов. На первый взгляд, они похожи на игрушки, но сама Монтессори настаивала на том, чтобы говорить «материалы» вместо «игрушки» и «заниматься» вместо «играть».

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше одного метра от пола). Это призыв ребенка к действию. Аккуратное отношение к материалам и работа с ними возможна только после того, как понято их использование. Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки. При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания. Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие. Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться.

Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

Таким образом система работы с материалами Монтессори как бы проходит несколько этапов:

  1. выбор материала;
  2. подготовка материала и рабочего места;
  3. выполнение действий;
  4. контроль ошибок;
  5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Можно ли заниматься по методике Монтессори в домашних условиях?

Естественно, родители могут заниматься с ребенком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома. Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Все что нужно — это зонировать комнату и подготовить материалы.

Главное помнить основные правила:

  • не мешать ребенку,
  • не навязывать ему сво мнение,
  • не подсказывать,
  • не помогать.

Просто наблюдай и делай выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложи все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам.

Например, на столе поместите все для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твердый) — все для логического развития. Пособия по изучению цифр убери на невысокую полочку, но так, чтобы ребенок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

Основные зоны для работы по методике Монтессори

Обучающие пособия. К ним можно отнести книги (с учетом возраста ребенка) о природе, космосе, животных. Большие яркие картинки, крупные буквы, голосовые модули. Книги должны завлекать, но при этом не следует их таскать по всему дому. Игра и комната для обучения должны быть дистанцированы, то есть не следует после организации пространства перестать разделять их территориально.

Читайте также:  Беременность: что нельзя есть и почему

Математическая зона будет наполнена различным счетным материалом: счетные палочки, грибочки на пенечках, счеты, касса цифр. В общем все, что можно сосчитать и что изображает цифры для их запоминания.

Сенсорная. Здесь хорошо разложить игрушки с разным материалом и свойствами. Чтобы они могли шуршать, пищать, вкладываться друг в друга. Материал должен быть различным: от мешковины до бархата. Все это поможет малышу на собственном опыте прочувствовать всю разницу.

Языковая зона. В ней кроха сможет познакомиться с буквами и их различием. Вы сможете с помощью красочных пособий и, например, небольшой доски с мелом (или смываемым маркером) научиться их писать. Поможет освоить использование доски в своих целях. Если малыш еще совсем маленький, то следи, чтобы он не рисовал вне доски: на себе или стенах, например.

Формируя среду для применения методики Монтессори дома в первую очередь делай ставку на доступность использования каждого предмета ребенком. Он должен сам до всего дотягиваться и брать любой предмет, с которым он хочет взаимодействовать. Но если ты используешь мелкие предметы, помни, с ними нужно играть только под наблюдением взрослого!

Регулярность занятий

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребенка и желания заниматься в определенный момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять.

Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост — малыш сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Примеры заданий

Вот лишь несколько примеров заданий по методике Марии Монтессори, которые наверняка понравится и тебе, и ребенку, а возможно, вы придумаете и свои варианты.

Игра на скорость. Тебе понадобятся мягкие помпоны (подойдут и отрезанные помпоны от старых шапок) и пластиковая емкость с небольшим отверстием. Ребенок должен сложить все помпоны через отверстие в контейнер как можно быстрее.

Собираем палочки от леденцов. Поначалу такое задание по методике раннего развития может показаться малышу слишком сложным, но попробовав раз, он захочет повторять ее снова. Подготовь несколько палочек от леденцов, либо замени их ватными палочками, а также небольшую банку с крышкой, в которой предварительно проделай несколько дырок. Задача ребенка — собрать все палочки в банку, просовывая их через дырочки в крышке.

Нанизываем катушки. Разложи перед ребенком катушки от ниток. Пусть малыш длинной палочкой пытается попасть в каждую из них по очереди и поднять. Чтобы усложнить задачу, можно предложить ребенку переносить таким образом катушки из одной кучки в другую. Это будет отличным началом серии игр, направленных на подготовку малыша к самостоятельному завязыванию шнурков.

Игра с запахами. Подготовь по две небольшие баночки с разными специями, например, паприка, тмин, корица и мускатный орех. Расставь их в хаотичном порядке и пусть малыш отыщет баночки с одинаковыми запахами. Если такая игра по методике Монтессори покажется ребенку сложной, начните с того, что во время готовки еды предлагай понюхать разные продукты и специи, чтобы способствовать развитию обоняния и понять, как разные запахи влияют на малыша.

Как это звучит. Какому ребенку не нравится отбивать такт черпаком по кастрюле или по сковородке, трясти пластиковыми бутылками с камушками или монетками, либо же играть на музыкальных инструментах из игрушечного оркестра? Ведь главное — создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды.

Читайте также:  5 причин, почему твой ребенок часто болеет

Тактильная игра. Сделай небольшую доску с шероховатыми и гладкими частями, приклеив на деревянный брусок поочередно наждачную бумагу и гладкий поролон. Ощупывая разные поверхности, ребенок сможет научится ассоциировать их с понятиями «гладкий» и «грубый». Такое задание очень полезно для сенсорного развития малыша.

Распределение по категориям. Одно из самых популярных упражнений для раннего развития детей. Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешай отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками. Раскладывать предметы можно по категориям «большой» и «маленький». Такое задание по системе Монтессори позволит ребенку различать предметы по размерам.

Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает «пинцетный» захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме.

Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовь любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпает все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка. Для пересыпать крупы или зерна из одной емкости в другую так же можно использовать различные мерные ложечки.

Украшения с нанизыванием. Используя шнурок и злаковые колечки из сухих завтраков или макароны, предложи ребенку сделать ожерелье и браслет.

Эти и другие игры по методике педагога Марии Монтессори для детей способствуют раннему развитию мелкой моторики у ребенка, а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях.

Советы для родителей

Вначале, все упражнения необходимо проделать самостоятельно. Объясни и покажи малышу, как правильно выполнять задания. Если ребенок не может выполнить задание или теряет к нему интерес, помоги ему, взяв его руки в свои закончи упражнение вместе с ним.

Необходимо, чтобы по окончанию работы, ребенок все убрал за собой, разложив все вещи по местам. Если он этого сделать самостоятельно не может или не хочет, возьми его руки в свои, и несмотря не нежелание, разложи все предметы.

Важно! Не забывай хвалить ребенка в процессе и по окончанию работы.

С самого раннего детства, у каждого ребенка должны быть свои обязанности. Приучай его заботиться о членах семьи. Проси, например, его принести тапочки или пульт, выкинуть что-нибудь в мусорное ведро.

Приобщай его к различной домашней работе, давая мелкие поручения. Помогая другим, малыш учится быть ответственным, лучше взаимодействовать с людьми, а также, чувствует себя важным и нужным. И еще, если кроха проявляет инициативу, не останавливай его. Хорошо, когда он предлагает тебе свою помощь, пусть даже не совсем и вовремя. Не нужно подавлять его желание помогать.



наверх